Тормоз писал(а):А мне можно?
Я дизеля вообще практически не знаю, поэтому как бы немного в замешательстве...
Но по идее должно и тут работать, раз есть ДК... Но нюансы не исключены.
Просто я делюсь тем, что делал на своей машине, вернее даже уже на трёх (две паджеры с 72 мотором и ланос)
Щас поясню на чём основана эта диагностика, а ты уж если что, разберёшься и адаптируешь под свой мотор, вернее под алгоритм его работы.
Аппаратная часть не думаю, что должна иметь какие-то отличия (см вложение.)
Схема простая, нужно собрать усилитель на одной микросхеме.
В качестве головки используется любой стрелочный индикатор от совкового магнитофона типа такого.
Вот кстати, если используется Бошевский ...133-й датчик от десятки, то схема может быть ещё проще.
Этот датчик довольно мощный и тянет индикатор напрямую без усиления, достаточно только ещё ему поставить ограничительный резистор порядка нескольких килоом, который нужно будет подобрать, чтоб не зашкаливал...
Другие, более современные ДК, как правило напрямую индикатор не тянут, и он садит сигнал, поэтому придётся делать усилитель.
Теперь, что по этому индикатору будет видно.
Видно будет так называемую петлю обратной связи, т.е. как мозг "нюхает" выхлопные газы и согласно этому формирует смесь. Принцип этой петли такой:
ДК- довольно точный датчик и очень чётко фиксирует остаток несгоревшего кислорода.
Поэтому как только кислород появляется, это означает, что смесь сместилась со стехиометрии (воздух/топливо - 14,7/1) в сторону обеднения. Датчик в этот момент выдаёт сигнал низкого уровня (в пределах 0,1В), контроллер (ЭБУ) при появлении этого сигнала начинате по-тихонечку обогащать смесь до той поры, пока ДК не перестанет "унюхивать" кислород на выхлопе, что будет означать переход стехиометрии в сторону обогащения. В этот мотент ДК выдаст сигнал высокого уровня (около 0,9В), причём резко. Как только ЭБУ его получил, он начинает постепенно прижимать топливо, пока датчик опять не выдаст сигнал "богато".
И так по кругу.
Т.е. эта обратная связь держит состав смеси в близи стехиометрического соотношения с высокой точностью (в пределах 1-3%), причём практически на всех основных режимах работы двигателя.
Поскольку ДК меняет сигнал рывком, а ЭБУ изменяет смесь постепенно, происходит некоторая задержка, что ДК какое-то время то торчит в бедно, то в богато.
И это можно визуально отслеживать по индикатору с вышеприведённой схемой.
Основных режимов работы мотора немного, но о них нужно знать, чтоб понимать, на что обращать внимание.
На бензиновых моторах как правило частота переключений в пределах 1 колебания в секунду на режиме ХХ. - Это первый режим.
Если стрелка "тикает" туда-сюда (т.е. переключения бедно-богато идут), то занчит петля работает. ДК исправен.
Если постоянно торчит в какой-то зоне, то тут надо уже заморачиваться и смотреть- то ли ДК умер, то ли со смесью что-то не то, и ЭБУ не может её отстроить.
При плавном разгоне машины работа петли сохраняется, но скорость переключения индикатора увеличивается пропорционально оборотам. - Это тоже показатель исправности работы петли, т.е. хорошо (НО ещё не всё!) На этом режиме уже можно увидеть характерные косяки со смесеобразованием, если они есть. Если вместо ритмичных одинаковых колебаний заметны подвисания стрелки в состоянии "бедно", это говорит о том, что мотору не хватает топлива (т.е. пороблемы с насосом, забитым фильтром или форсунками).
Задницей это можно ещё не почувствовать, но сигнал с ДК эту проблему уже покажет!
Третий тест.
Резкое нажатие на дроссель.
Тут огворюсь... нужно понимать, что режим ускорения самый энергоёмкий, 2-й закон Ньютона никуда не денешь. Соответственно бензина требуется больше, расход резко увеличивается, и топливная система с этим должна справляться.
Плюс ко всему ЭБУ при определённых условиях переходит в режим принудительного переобогащения смеси и в этот момент не обращает внимания на сигнал от ДК. Но сам-то ДК продолжает работать, поэтому всё ускорение ДК должен показывать "богато".
Если в какой-то момент топлива перестаёт хватать, то ДК это тоже зафиксирует, стрелка индикатора упадёт в "бедно" и будет там торчать ровно на столько по времени, на сколько не хватает топлива.
Точно так же как и в предыдущем случае прверяем бензонасос, фильтр, замеряем дваление в рампе и т.п.
Отличие от предыдущего теста и других- в особой важности!
В такие моменты и можно получить прогар поршней или выпускных клапанов.
Допустим во время длинного обгона = вы на встречке с неисправным мотором. Есть такие случаи, гуглите...
Бедная смесь медленно горит, поэтому и успервает разогреть поршни и догарает на открытых выпускных клапанах.
Четвёртый последний режим- это режим принудительного ХХ (торможение двигателем).
Во время него топливо в мотор не подаётся совсем. Гореть не чему, петли нет... Поэтому ДК выдает сигнал "бедно". Но это нормально, и обращать внимание на это обеднение не надо.
Это единственный режим, при котором торчание в "бедно" допускается.
Во всех остальных стрелка должна либо "тикать", либо уходить в "богато" без провалов.
Поэтому когда индикатор находится на панели перед глазами, трудно не заметить вышеописанное.
И это ещё не всё, что можно по нему увидеть.
Можно увидеть плохо работающую форсунку или свечу и мн. др.
Ну об этом позже, если заинтересует... И так много букав получилось...
А то обычно люди при слове "паяльник" в ступор входят